воскресенье, 16 февраля 2014 г.


«Газета.Ru» продолжает обсуждение проекта реформы педагогического образования. Свои аргументы в пользу реформы привел один из ее идеологов, ректор МГПУ академик Алексей Семенов. Альтернативное мнение высказывает профессор Российского государственного педагогического университета имени Герцена, член Общественного совета Минобрнауки РФ Сергей Рукшин.
— Как вы относитесь к идее сокращения сроков обучения в педвузах?
— С довоенных времен мы выстраивали свою систему педобразования: шли от учительских курсов — через техникумы — к учительским институтам, где готовили четыре года. В итоге пришли к тому, что учитель как специалист получает полноценное пятилетнее образование. Теоретические фундаментальные знания позволяют ему ориентироваться в науке, а иногда и заниматься научной деятельностью. У нас на факультете до сих пор жива аспирантура. Причем не по педагогике, а по математическому анализу, геометрии, алгебре.
Теперь нам предлагают начать движение обратно. Грядущая реформа низведет педуниверситеты до уровня ПТУ и оттолкнет от профессии тех, кто шел туда не только целевым назначением в школу, но рассчитывал получить фундаментальное образование и иметь возможность профессиональной мобильности.
То, за что мы ругаем сейчас профессию учителя (туда не идут мужчины, поступают слабые студенты, двойной негативный отбор), — это не вина педвузов, это вина государства и Министерства образования. Какой общественный престиж мы создали профессии учителя? Сейчас любой учитель может быть замордован родительскими жалобами («я своего оболтуса в школу отдала, а вы его не можете научить!»). Родители почему-то имеют право оценивать учителя, хотя они некомпетентны в этом. И почему-то их оценка — один из пунктов, влияющих на присуждение должностной категории учителю, на его зарплату, премии.
Но учитель не проститутка, которая должна нравиться клиенту. Среди инструментария педагога не только пряник, но и кнут.
Кажется, Сухомлинский сказал, что в образовании мотивация долга гораздо выше, чем мотивация интереса. А сейчас виноват во всем именно учитель. Мы фактически дали возможность всем клевать преподавателя и школы, и вуза.
Всю статью можно прочитать  по адресу: http://www.gazeta.ru/comments/2014/02/12_x_5903065.shtml
Коллеги, интересная статья о наболевшем!


2 комментария:

  1. Что тут скажешь... Если начать говорить, то получится роман - автобиография. Только кто нас слушает...

    ОтветитьУдалить
  2. Господина Рукшина стоит послушать очень внимательно, его достижения широко известны. Действительно, статус учителя опущен очень низко. Любая мама считает, что может давать учителю указания. Особенно важно по-моему указание Рукшина о "кнуте" в руках учителя. Детонька должна отвечать за свою работу, за качество домашнего задания и т.д.. Учитель обязан, по моим представлениям, помочь освоить учебный материал, может быть подобрать задание по силам. Но, родители не должны учить детей или делать уроки за них. Сейчас учитель поставлен в унизительное положение, когда от него требуют все, а не помогает никто. Нужно готовиться к урокам, нужно придумать как заинтересовать детей, как им помочь, нужно водить детей на экскурсии и т.д., но начинаются проблемы с нежеланием детей и родителей проводить лишнее время в школе, нужно участвовать в районных мероприятиях (иначе не получишь аттестацию), а тебе это не интересно, да и дети не хотят. В школе нет возможности между уроками даже посидеть спокойно (нет места). Нужно использовать компьютеры (обязательно, это большая и сложная задача !!!!!!!), но ......! Эти вопросы невозможно решить в рамках одной школы, но говорить об этом нужно. В конце концов учитель это тоже личность со своей жизнью, интересами, опытом и т.д. Нам остаётся сохранять чувство собственного достоинства, пытаться приводить в чувство родителей и детей и, самая сложная задача, обуздывать чиновников. По поводу высшего образования для учителей у меня идей нет.

    ОтветитьУдалить