суббота, 1 февраля 2014 г.

С сайта  омалышах.рф о дистанционном образовании:


Что такое дистанционное обучение или дистанционное образование? Давайте попробуем разобраться. Казалось бы, тут все просто, сажай преподавателя к веб камере с одной стороны, а детей - на другом конце, запускайте видеоконференцию и вперед. Дистанционно? Да. Но эффективность здесь будет такая же, как и в обычном классе, единственный плюс при этом будет в том, что ребенку  не надо ходить в школу. Часто это существенный плюс. Ведь бывает что рядом школы нет, или есть, но район плохой или обстановка в школе неблагоприятная или ребенок часто болеет и много пропускает занятий, либо занимается спортом и часто ездит на соревнования и т.д. Однако, вся мощь от дистанционного обучения проявляется, только если прибавить к удаленному доступу учителя с учениками современные компьютерные программные средства.
Мне кажется, постепенно традиционная школа станет анахронизмом.  Учителя же станут выполнять функции помощника и контролера правильности получения знаний. Но это будет лет через 20, не раньше.
 А пока поговорим о дистанционном обучении. Какие сложности могут возникнуть при его использовании? Давайте рассмотрим:
  1. Контроль над обучением детей здесь не такой как в обычной школе. Многое дано на откуп самого ученика и его родителей. В частности, нет гарантии того что ребенок все решает сам, а не кто-то это сделает за него. Нет гарантии того, что ребенок запомнил, к примеру, правило, какой-то факт, а не нашел его через поисковую систему в интернете или подсмотрел в учебнике.
  2. Нет физического взаимодействия учитель – ученик (что иногда правда благо).
  3. Дистанционное обучение стоит существенных денег, поэтому не все могут себе его позволить, особенно когда детей в семье много.
  4. Нет общения со своими сверстниками.
Достоинств имеется несравненно больше:
  1. Не надо каждое утро вставать и куда-то идти (ехать, или везти детей), а потом еще и бежать и встречать со школы.
  2. Нет ненужных классных часов, линеек, дежурств по классу (школе).
  3. Не нужно покупать школьную форму, таскать учебники.
  4. Рядом с ребенком нет никаких случайных, иногда неприятных людей, никто не орет на ребенка.
  5. Не тратится много времени на ненужные предметы. Можно водить ребенка на спортивную секцию вместо уроков физкультуры.
  6. Обучение проходит практически на индивидуальном уровне, нет нужды в репетиторах.
  7. Больше свободного времени, можно учиться в любом месте, где есть нормальный интернет.
  8. Ребенок приучается к большей самостоятельности при получении знаний.
   В общем, при использовании дистанционного обучения контроль знаний будет иметь вид не привычный для ученика обычной школы. Это то же самое, если вдруг в обычной школе ученикам разрешат писать контрольную работу или сочинение дома. Если цель - приобрести знания, а не просто получить аттестат, то дистанционное обучение идеальный вариант.
  Как же построены все системы дистанционного обучение? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб технологий, видеосвязи, электронной почты. Итак, для дистанционного обучения нужны:
  1. Интернет с нормальной скоростью и ПК с веб камерой.
  2. Программные средства для видеосвязи – например, скайп (Skype) на ПК учителя и учеников.
  3. Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта школы дистанционного обучения.
Рис. 1. Схема дистанционного обучения

Как это работает? Ученики сидят перед компьютерами дома, учитель - на рабочем месте, либо тоже дома. Общение идет посредством видеосвязи, например, через скайп (который уже де-факто стал стандартом голосового и видео общения в сети). На этом уровне может происходить объяснение материала и получать ответы на вопросы. "А как же объяснять без доски и мела?" - спросите вы. Это не проблема, учитель показывает ученикам свой рабочий стол, запускает программу для рисования (любое средство, облегчающее объяснение, презентацию, видеоролик) и рисует с помощью мышки или графического планшета точно так же, как на обычной школьной доске. Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у ученика. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке ученик, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д.  В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, учитель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с учениками. Может создавать  и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д.  Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал. Работоспособность всей системы дистанционного обучения поддерживает специально выделенный администратор, но это, конечно, в первую очередь проблема школы. Ответственность за работоспособность клиентской части, той, что у ученика дома, ложится на родителей. Вот самые общие принципы работы системы дистанционного обучения.
Интересно узнать ваше мнение! Каким вы видите дистанционное обучение в нашей школе? Какие формы работы приемлемы? Чего не хватает для его воплощения уже сегодня?

9 комментариев:

  1. Да,конечно, все правильно Вы пишете. Трудно поспорить. Но я недавно в работе над нашим проектом столкнулась вот с чем: дети наши далеко не все, оказывается, обладают нужными техническими средствами. Я уж не говорю про принтер. Не у всех моих учеников есть выход в интернет. В результате в нашей литературной игре приняли участие не все учащиеся. А жаль. Тимофеева Г.Г.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже сталкиваюсь с такой проблемой, если есть техника - замечательно, но компьютерная грамотность часто на низком уровне, приходится обучать всему, правда бывают счастливые исключения, когда учим не мы детей, а они нас.
      Родители тоже не готовы лишить своего ребёнка общения с учителем "вживую", наши ребята мало и без того общаются. Но им жить дальше без нас когда-то придётся, а современная жизнь, к сожалению, в компьютере. Исходя из этого, мы должны повышать свою грамотность и в доступной интересной форме обучать детей (скажем при помощи проекта). Мне своих участников проектов многому пришлось обучить, надеюсь, им в жизни пригодится.
      Для осуществления дистанционного обучения в нашей школе не хватает базы, методической копилки интерактивных заданий, которые могли бы использовать все учителя.

      Удалить
    2. Да и своей-то грамотности маловато. И времени на уроке терять не хочется. Его и так нам постоянно урезают, а требования программы растут.Так что я , честно говоря, не знаю, как можно все совместить: подготовку к ЕГЭ , прохождение программы и ликвидацию компьютерной безграмотности учителей и учеников.

      Удалить
  2. "Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта школы дистанционного обучения". Это же нам обещали? Как бы это облегчило жизнь! Как вы думаете, программа по информатике согласована с нашими реальными нуждами? А "копилку", наверное, можно создать совместными усилиями?

    ОтветитьУдалить
  3. В пятницу (07.02) получаем аппаратуру для дистанционного обучения: я для себя(как выглядит, что входит, как доставить, где место дома найти? ), родители для ребенка(кстати с тем же набором вопросов).А что дальше? Опять одни вопросы: подключение, налаживание,установка... Но больше всего волнует сам процесс обучения. Нас то хоть обучили, по крайней мере имеем представление ,а кто будет оказывать помощь ученику. У меня 2 класс,инвалид. Родителей то никто не готовит, а они сегодня порой хуже своих детей разбираются в компьютере. В общем пока одни вопросы. Будем решать и пробовать. Вот тогда и станет ясно: благо это или мука.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нас обучили работе на портале дистанционного образования РЦОКиТ, но есть же много других вожможностей дистанционного обучения, скажем гугл документы, В других школах задумались, и создали школьные сайты хорошего уровня (например 507 шк), к которым имеют доступ и ученики и учителя. На сайте выложены разработки и интерактивные заданияя. которые можно использовать дистанционно. Не обязательно при этом "красть" время от своего урока, можно туда "отправить" ученика дополнительно, в качестве ещё одного урока. Сделал задание, учитель проверил, находясь дома.но у нас до этого, наверно, далеко. А отчитываться надо!

      Удалить
  4. Гугл мне нравится: просто и продуктивно; только бы владеть хорошо да делиться материалами...

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день, коллеги. Давайте разберёмся. Нам предлагают совершенно новый способ работы. Главный вопрос: какие задачи поставлены обществом перед школой, как общественным институтом. Мне кажется, что есть две задачи:

    1. социализация личности ребёнка;
    2. освоение некоторой суммы знаний.

    При таком способе обучения когда, как и кто научит ребёнка правилам и способам общения с окружающими, дисциплине (или мы рассчитываем, что наш ребёнок всю жизнь будет работать дистанционно или приходить на работу, когда ему захочется, выспавшийся и сытый)? Кто и как научит ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, с равными и людьми другого уровня? Уж не телевизору ли мы это поручим?!
    Нужно иметь в виду, что родители у каждого свои и люди разного уровня и воспитания. Исходя из этого, мне представляется переход на такой способ обучения в принципе преступным, возвращающим нас, этак, век в 18, когда высшие слои общества учили своих детей так, как считали нужным, а из других слоёв пробраться наверх могли только гении, да и то не все. Долой все достижения европейского, да и российского, просветительства?!
    Что касается проблем обучения (в смысле овладения суммой знаний) – вот здесь от такого способа обучения, как дополнительного, может быть очень большая польза. Только нужно хорошо продумать, как вводить такую форму обучения, какими дидактическими, техническими, программными и т.д. средствами. Как обеспечить детей и родителей технической помощью. Здесь может быть много нового, интересного и полезного.
    Г.М. Ионтова.

    ОтветитьУдалить